МК Как делается византийская перегородчатая эмаль

В этой статье:

Как делается византийская перегородчатая эмаль

Уважаемые мастера, рукодельники и любители ювелирного искусства, сегодня я хочу вас познакомить с классической древнейшей техникой византийской перегородчатой эмали. К великому сожалению, знакотов и ценителей её осталось немного. Мало кто себе представляет как сложно всё это делается.

Я покажу только основные этапы, а о чём-то просто скажу, потому что абсолютно всё рассказывать и показывать почти нереально или затянется надолго. Вы, наверное, видели мастер-класс по изготовлению простого колечка из серебра (не помню кто выкладывал), так и там масса операций, а тут на несколько порядков их больше.

Итак, что я взял для этого:

  • два острых пинцета;
  • остро заточенные ножницы;
  • кисть;
  • алмазный надфиль;
  • заготовка из серебра;
  • золотая проволока;
  • муфельная печь;
  • нефритовая ступка для размола эмали;
  • эмаль.

Почему именно золотая проволока, а не серебряная, спросите вы? Отвечу — так как основа у меня серебряная, в дальнейшем готовое изделие я буду золотить, а проволока для перегородок очень тонкая (0,04мм) и с торца позолота быстро слезет, потеряется эффект. Орнамент я отрисовал в программе для векторной графики Corel Draw, распечатал.

После того, как согнул, я каждый элемент припаивал по одному, да и то сложно, потому что иногда уезжают с места пайки. Причём, сначала лишь прихватывал в одном месте, затем после отбеливания прижимал и ещё допаивал. Каждый элемент приходилось паять от 3 до 6 раз.

Теперь заканчиваем набор и пайку и делаем пробник эмали. На пробник я положил и обжёг в печи несколько похожих эмалей, чтобы определиться с цветом и температурой плавления каждой.

Ну вот выбрал из синих наиболее яркий и сочный цвет, эта эмаль оказалась наиболее тугоплавкой, с неё и начнём.

Перегородчатая эмаль ч 2. Полировка эмали

Кстати, к этому моменту прошло уже 5 дней. Я же вам показал лишь 6 фото. Ну сами попробуйте согнуть проволочку толщиной в волос да ещё чтобы по орнаменту. Малейшее дрожание руки, неосторожное движение и либо улетела проволочка, либо согнулась не так.

Вот положил тончайшей кисточкой (три нуля) под микроскопом первый слой, положил кругляшку на сетку из нержавейки, покрытую слюдой, чтобы окалина не попадала от неё на изделие. Просушиваю. Это я описываю фото вверху.

Теперь пропускаю описание наложения ещё одного слоя синей эмали и начинаю накладывать белую поочерёдно докладывая синюю.

Имитация перегородчатой эмали — Марафон SMAR Урок 1

Теперь появляется голубая. Красную, как самую легкоплавкую, оставляю напоследок, потому что её легко можно пережечь

Так же несколько слоёв поочерёдно докладываю каждой с промежуточными просушками о обжигами. Ну и красная, которая сразу всё оживляет.

Теперь заканчиваю, докладывая все эмали. Когда все слои закончены, начинаю спиливать алмазным надфилем с водой.

Когда всё ровно запилил, получается вот это:

Твоё Ремесло. Часть 46: Перегородчатая эмаль.

Поверхность матовая, её нужно сделать глянцевой. Для этого можно механически отполировать разными алмазными пастами, но это слишком трудоёмкий процесс. Я воспользовался так называемой «горячей» (или «огненной» её ещё называют) полировкой, т.е. вновь поставил в муфельную печь и обжёг. Правда, на этом всё не закончилось, пришлось ещё несколько раз подкладывать проблемные места, спиливать и обжигать, но в результате получилось вот что.

А это вам фото для сравнения размеров, чтобы понятно было. В левом нижнем углу лежат самые большие кусочки припоя (партинки называются), которые у меня остались после пайки.

Планирую этот «пятачок» использовать как вставку вверху какого-нибудь перстня. Возможно, если будет время, и боковины этого перстня сделаю в том же духе.

Нанесение эмали на украшение

По этой же технологии сделан и крест, который есть у меня в магазине. Вот краткая его предыстория создания в фото:

Что такое перегородчатая эмаль? Свойства, применение и цена перегородчатой эмали

В Грузии ее именуют минанкари, в Китае дзинтай лань, в России перегородчатой эмалью. Родом техника из Древнего Египта. Расцвет связан с Византией. На пике популярности перегородчатая эмаль была с 8 века до конца Средневековья.

Византия – центр католичества. Средневековье – эпоха, когда церковь главенствовала и в государствах, и в умах. Не удивительно, что многие сохранившиеся иконы, кресты, панагии выполнены в технике перегородчатой эмали.

Перегородчатая эмаль. Японское ремесло

В 20 веке в связи с коммунистическими настроениями монахи утеряли мастерство. В феврале текущего года появилось сообщение, что владение техникой перегородчатой эмали вернули служители Варзама.

Это один из монастырей Грузии. В светском же плане перегородчатая эмаль в украшениях оставалась всегда, хоть и не массово. Один из ассов техники – Фаберже. Он, к примеру, создал «Клевер».

На фото яйцо Фаберже «Клевер»

Это пасхальное яйцо подарено Николаем 2 его супруге. Изделие словно соткано из золотых трилистников. Именно такие у клевера. Внутри лепестков – эмаль. Но, о сути техники поговорим в отдельной главе.

Что такое перегородчатая эмаль?

Грузинская перегородчатая эмаль минанкари, как и китайская, византийская, — заливка стекловидной массой рисунка, внешние и внутренние контуры которого являются металлическими перегородками.

Они разделяют эмаль, не давая ей растекаться, смешиваться цветам. Получается этакая вязь, только из металла и стекла. Изделия выглядят ажурно. Зачастую, перегородки крепятся на основе.

В ее роли выступают тонкие листы золота, серебра, меди. Реже ювелиры работают с мельхиором, сталью. На них процарапывается эскиз – подобие гравировки. В углубления ее контуров и впаиваются металлические перегородки.

Ювелирные изделия в технике перегородчатой эмали

Сама эмаль – кварцевый порошок с добавленными к нему красителями. Он засыпается в формы сухим. Сплавляются частицы в специальных печах. В них поддерживается температура от 700 до 900 градусов Цельсия. Промышленные образцы стоят около 100 000 рублей. Будь градус ниже, стекловидная масса не запечется.

Описание и особенности

Горячая перегородчатая эмаль запекается многократно. Размягчаясь, порошок кремнезема оседает, хоть изначально заполнял ячейки композиции до краев. Мастера достают изделия, дают им остыть, досыпают порошок и снова в печь.

В итоге, перегородки и слой стекла должны быть вровень. Если после запекания есть отклонения, украшения шлифуют. Легко представить обработку миниатюрных кулонов, браслетов.

Однако, историческая перегородчатая эмаль из Китая – сплошь большие формы. Их заказывал императорский двор, в частности, правительница Дзинтай, вошедшая на трон в 1450 году. Представляете, как кропотливо и долго шлифовалась перегородчатая эмаль в вазах метровой высоты?

Техника перегородчатой эмали, в принципе, не поддается механизации. И шлифовка, и разрисовка основы, и пайка перегородок, и насыпка в них порошка – ручной труд. В 21 веке его делают, как и во времена правления Дзинтай.

Эмаль, названная ее именем, отличается обилием лазурных тонов и золота. Синие тона получали, перемалывая минералы, в частности, азурит. Традиция, опять же, остается неизменной. Смешивая порошки красочных камней с бесцветным кварцем, ювелиры получают натуральные, насыщенные, безвредные краски.

Прозрачная кварцевая эмаль ложится в основу грузинской перегородчатой эмали, китайской, японской и прочих техник. Бесцветное стекло делает «отбивку» от металлической пластины.

Иначе, возможно искажение цвета слоев стекла. Исключением служат витражи. В них стекло открыто с обеих сторон. Вязь перегородок из металла держится лишь за счет внутренней спайки и стеклянных распорок.

Перегородки в технике нанесения перегородчатой эмали редко больше миллиметра в толщину. Обычно, контуры узоров составляют доли миллиметра. Тончайшие нити металла напоминают паутину. Она невесома, но прочна и красива. Припои для перегородок, кстати, обязаны быть тугоплавкими. Иначе, в печах узор разойдется по швам.

Стекло не всегда прочно. Заливка горячей эмалью дает похвальную твердость в 7-8 баллов по шкале Мооса. Но, существует, так же, техника холодной заливки. Для нее используют жидкие полимеры.

Имитация перегородчатой эмали и изразцов

По сути, это пластмассы. Они сразу заполняют ячейки. Сам материал уязвим, к тому же, нет многослойности. В итоге, холодная эмаль легко царапается, уязвима перед бытовой химией. Уступает и градус запекания изделий. Чтобы эмаль в них затвердела, необходимы лишь 450 по шкале Цельсия.

Холодную эмаль часто используют для реставрации классических украшений, чтобы хоть немного продлить им жизнь. Реставрация в горячей технике стоит как новое изделие, да и делается единицами мастеров. В российской глубинке, к примеру, ювелиров, владеющих перегородчатой эмалью, найти сложно.

����как сделать ЭМАЛЬ для украшений в домашних условиях���� АЛИ ЭКСПРЕСС

Применение перегородчатой эмали

О месте техники в церквях уже говорилось. Понятно, так же, что японская перегородчатая эмаль, китайская или кельтская, применялись и применяются в серьгах, колье, брошах, да браслетах. Упоминалось о стекловидных узорах в сувенирах, вазах и витражах.

Но, по сути, перегородчатая эмаль может использоваться повсеместно. Создаются столешницы с ячеистым рисунком, картины, дверцы шкафов. За подобные работы мастера перегородчатой эмали берутся за десятки тысяч долларов. Понятно, почему подобных изделий единицы.

На фото процесс нанесения перегородчатой эмали

Воссоздать красоту техники в бюджетных рамках позволяет имитация перегородчатой эмали. Ее делают с помощью акрилового грунта и контура по стеклу, металлу. Мастера рекомендуют контуры Pebeo.

Он выше остальных. Масса, выдавливаемая из тюбика, служит перегородками. Поэтому и важна высота контура. Грунтовка заполнит ячейки, когда те застынут. Верх грунтовки покрывают краской-лаком. Она берется цветная, имитирует эмаль. На нее краски похожи, поскольку глянцевые и непрозрачные.

Специальный воск поможет сымитировать патину, то есть, искусственно состарит композицию. Оформляют ее с помощью натуральных кистей. Обычно, берут с беличьим волосом. Он мягкий, податливый.

Только вот, очистить кисти от лаков сложно. Выручит уайт-спирит. Это средство используют строители, к примеру, при монтаже пластиковых окон. Уайт-спирит затирает и вычищает все швы, пятна, «посаженные во время работы.

Работая с имитацией перегородчатой эмали нужно учесть разъедающее свойство жидкости. Протираем кисти быстро и аккуратно, чтобы снять лишь лак, а не беличий ворс.

Чтобы акриловая грунтовка и контур легли ровно, мастера тщательно шкурят основу. Это могут быть изделия из металла, дерева, стекла, пластика. Далее, приклеиваем на поверхность бумажный эскиз и обрисовываем его линии акриловым контуром. Листы не зачищают. На ворсистую поверхность краски лягут неровно.

Добиться равномерности контура поможет опора локтя. Положите его на стол, и узор выйдет ровным. Плюсом, прижмите носик тюбика к бумаге под углом около 40-ка градусов. Контур будет выдавливаться как бы из-под носа тубы. Это тоже делает стенки «эмали» прямыми и высокими.

Когда контур застынет, обрабатываем заготовку спиртовой морилкой. Она размочит лист с эскизом. Можно наносить состаривающий поверхность воск, грунтовать и покрывать лаками. Последние берем тонкими кистями, добавляя в ячейки узора капельками. Переборщишь, краски польются через бортики контура.

Краски-лаки сохнут от суток до трех. После, творение готово, возможно, к продаже. Купить перегородчатую эмаль-имитацию желают многие. Изделия эффектны, но доступны.

Цена и отзывы

В чем на современном рынке выражается перегородчатая эмаль? Цена выставляется, в основном, на миниатюрные изделия типа браслетов, заколок, подвесок. Из посуды технику перегородчатой эмали применяют к блюдцам, чашкам и чайничкам для заварки.

Мои винтажные броши. Клуазоне. Перегородчатая эмаль. Бижутерия.

Стеклом, так же, украшают письменные ручки, вазы, шкатулки. Их стоимость зависит не только от запросов мастера за свою работу, но и цены основы. Золотое изделие, к примеру, и без заливки стеклом, элитно.

Однако, даже с грошовой основой перегородчатая эмаль не бывает дешевой. На серебряном кольце весом около 6 граммов она стоит от 4 500 рублей. Открывающийся кулон «Сердце» с горячей эмалью оценивают примерно в 10 000 рублей. Это при массе в 11 граммов. Около 7-ми из них приходятся на серебро.

Шкатулка 20 на 10 сантиметров в китайском стиле с пекинской эмалью обойдется от 17 000 до 35 000 рублей. У изделия деревянный постамент, но металлический короб с крышкой. Использована медь.

Ценник колеблется в зависимости от толщины перегородок и размеров ячеек, сложности узора. Есть изделия, краски в которых нанесены крупными «мазками», а есть творения с обилием миллиметровых отсеков для стекла. Если вместо последнего взят пластик, то есть холодная эмаль, стоимость вещи падает примерно в 6 раз. Имитации техники дешевле в 9-10 раз.

На цену изделий с горячей эмалью влияет, так же, толщина ее слоя. Обильная заливка скрывает филигранность основы. Меж тем, идеальные формы металла тоже ценны. Чтобы подчеркнуть их, а заодно и свое мастерство, ювелиры наносят эмаль тонкими слоями.

Они расцвечивают украшения, предметы быта, но не скрадывают их изгибы. Тенденция тянется из 15 столетия. До этого, публику устраивала грубая обработка камней и сплавов.

Достаточно вспомнить массивные египетские драгоценности. На таких гармонично смотрится столь же грубая эмаль. В 21 веке ее считают пережитком прошлого, используют лишь при создании этнических образов.

Шкатулка «Русские эмали». Роспись в технике Имитация перегородчатой эмали.

  • Заготовка — шкатулка деревянная
  • Лазерная распечатка эскиза на тонкой офисной бумаге
  • Грунт акриловый белый
  • Клей декупажный универсальный
  • Контур по стеклу Pebeo (цвет не важен)
  • Концентрат спиртовой морилки SMAR цвет — коричневый темный
  • Патинирующие воски Cerantica – цвета – медь, бронза, золото, серебро
  • Краска для создания эффекта эмали Smar
  • Очиститель для кистей уайт-спирит
  • Разбавитель спиртовой
  • Валик поролоновый
  • Шпатель силиконовый
  • Брусок шлифовальный
  • Кисть щетина
  • Кисть из волоса Пони круглая №1, №3

Как создаются украшения в технике минанкари

1. Начинаем мы с того, что шкурим, грунтуем в 1 слой и еще раз шкурим нашу заготовку (естественно, с предварительной полной просушкой). Грунт абсолютно любой, тот, которым Вы привыкли пользоваться

2. Переносим эскиз на поверхность (его я нарисовала карандашом, а потом отредактировала на компьютере и подогнала под необходимые размеры)

Как это сделать? Есть несколько способов.

Один из них – перенести эскиз при помощи копировальной бумаги. НО! Если рисунок большой и сложный, это долго и есть риск «скосить» или забыть провести какую-нибудь линию. Кроме того, при переносе рисунка таким способом, необходимо дополнительное выравнивание поверхности дерева грунтом, последующие покрытие лаком и более тщательное шлифование – иначе краска при нанесении просто «провалится» во все неровности дерева и будет не аккуратно.

Минанкари.перегородчатая эмаль. Мастер класс.

Какой выход? Да все очень просто – нам надо, всего лишь, ПРИКЛЕИТЬ наш эскиз. Этим мы выравниваем поверхность и наш рисунок перенесен с точностью до доли миллиметра. НО! Здесь надо быть очень аккуратными и внимательными, что бы не было складок, ни одного пузырька воздуха не осталось и все уголки были тщательно проклеены. Иначе, в дальнейшем, вся ваша роспись может просто отклеиться.

Естественно, все необходимо как следует просушить и отшлифовать углы, но, ни в коем случае, не шкурьте саму поверхность бумаги – она станет ворсистой, и краска не ляжет ровно.

Ремесло 46: Перегородчатая эмаль

3. Наносим контур.

На такую шкатулку нам понадобится 1 тюбик контура для росписи по стеклу и металлу фирмы Pebeo. Из всех контуров, которые имеются в продаже, при использовании именно их, линия будет нужной высоты и не «сядет» при высыхании – эти контуры максимально подходят для росписи в технике «Имитация перегородчатой эмали».

Многие жалуются, что нарисовать ровную линию одинаковой толщины и высоты очень сложно. Однако, если знать несколько основных приемов, приложить немного терпения и старания, все получится!

— Чтобы рука не дрожала и линии получались ровными, облокотите локоть и кисть руки на стол. Прислоните носик к поверхности под небольшим углом и, равномерно нажимая на тюбик, выдавите линию. Контур как бы выдавливается из-под носика. Чем ниже угол наклона, тем уже и выше получится линия.

Линии контура должны быть замкнутыми и объемными (не ниже 1,5 – 2мм), иначе при нанесении краски она вытечет за пределы и смешается с соседним цветом.

Китай! Клуазоне! Перегородчатая эмаль!

Контур сохнет минут 30-40 – зависит от толщины

4. После высыхания контура, возьмите кисть из щетины и закрасьте все поверхности спиртовой морилкой. Я использовала морилку SMAR цвет Коричневый темный.

Этот этап вызывает много вопросов «Зачем?». Объясняю: для большей похожести наших перегородочек на настоящие, металлические.

Имитация перегородчатой эмали акрилом. DIY декор зеркала в восточном стиле. МК Натальи Удовиной.

Обратите внимание, что подходит морилка именно на СПИРТОВОЙ основе. Потому что:

— Морилка на водной основе просто размочит наш бумажный шаблон

— Акриловая краска или грунт – при нанесении кистью, краска забьет мелкие детали рисунка, если делать это спонджем, то пропадет эффект гладкости перегородки – она станет пупырчатой.

— Органические морилки – мигрируют в краску и испортят цвет, ведь они на одной и той же основе.

Морилка сохнет 10 – 15 мнут и можем приступать к следующему этапу.

5. Для придания эффекта состаривания, всю поверхность шкатулки необходимо покрыть металлизированным воском Cerantica . Я использовала 4 цвета – медь, бронзу, золото и серебро. Наносится воск пальцем именно в той последовательности, в которой написано, т.е от темного к светлому. Т.к. рельеф очень выражен, и паста будет ложиться только на выступающие линии, постарайтесь натереть и между ними тоже, но так, чтобы остался виден цвет морилки. Основная задача создать эффект легкой металлической дымки с переливами от меди к серебру.

Наиболее лучший эффект дают воски только этой фирмы. Акриловые краски делают контур пупырчатым, а воски других фирм не имеют необходимой плотности.

6. Теперь берем краски, тоненькую кисть (предпочтительнее кисти из волоса Пони) и аккуратно, по капелькам заливаем наши ячейки. Именно заливаем, постепенно «закапывая» всю ячейку. Краски, в данной технике лучше не жалеть, но и не переборщить, иначе она выльется за пределы линии и смешается с соседним цветом. Толщину заливки необходимо соизмерять с высотой контура, который у вас получился.

Перегородчатая эмаль на меди часть 1

В данной работе я использовала Краску-лак для создания эффекта эмали фирмы SMAR – это глянцевые, непрозрачные краски, которыми можно расписывать на дерево, стекло, керамику, металл. После их нанесения дальнейшего температурного закрепления и дополнительного покрытия лаком не требуется. Время высыхания 72 часа. Цветовая палитра – 51 цвет. Краски на уайт-спиритной основе, поэтому имеют небольшой запах.

Я использовала несколько цветов:

№8 – Голубая пастель, №10 – Голубой яркий, №21 – Слоновая кость, №24 – Красный восточный, №36 – синий темный и №42 – Синее небо

Те участки, которые не заливаются краской, необходимо покрыть Лаком-разбавителем. Он придаст этим им глянец и защитит от стирания воска с контура. Это делается так же кистью, для крупных участков можно взять №2 или №3.

наносим холодную эмаль

7. Оставляем сохнуть на 72 часа и наслаждаемся красотой, которую сделали своими руками

Посмотреть работы мастера можно здесь:

ВНИМАНИЕ.

ЭТО АВТОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ПОЭТОМУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЛЮБОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРАЦИИ ПОЛУЧЕННОЙ В ДАННОМ МК (Т.Е. ПРЕПОДАВАТЬ ТЕХНИКУ ОЧНО, ЗАОЧНО, ПУБЛИКОВАТЬ В СМИ И Т.П.) БЕЗ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИК!

ВСЕ ПРАВА ПРИНАДЛЕЖАТ СВЕТЛАНЕ МАРТЫНОВОЙ.

Оцените статью
Вязание - моя жизнь!