МК Как написать портрет по технологии старых мастеров

Как написать портрет по технологии старых мастеров

Вот и миновал дачно-огородный сезон, а значит, не за горами долгие зимние вечера. А чтобы они проходили с пользой и интересно, я подготовила для вас новый мастер-класс «Как написать портрет по технологии старых мастеров».

С помощью этого мастер-класса вы сможете написать любой портрет, руководствуясь алгоритмом ведения работы, приведенным здесь.

Я писала эту картину 9 сеансов по 5 часов. Работала над ней только один день в неделю, чтобы краски могли просохнуть. Каждому сеансу соответствует 1 фото с пояснениями.

Для создания картины нам понадобятся:

1. Холст грунтованный. У меня был холст 75х55 см.

2. Набор масляных красок.

3. Кисти щетинные и колонковые (в общей сложности штук 5: 2 толстые, 1 средняя и 2 тонких — для уточнения деталей).

4. Разбавитель №4 — Пинен.

6. Палитра, дощечка, на которой будем замешивать цвета.

7. Масленка, емкость для разбавителя, маленькая баночка.

8. Тряпочка, чтобы вытирать об нее кисти, испачканные в краске.

1. Делаем имприматуру для холста (коричневый цвет). Я сделала ее акриловыми красками, потому что они быстрее сохнут, но можно и маслом. Смешала охру светлую, охру красную и сажу газовую. Наносим, оставляем для просушки. Название имприматура происходит от итальянского «primo» — первый. Это первичная подготовка холста. Нужна, чтобы холст своей белизной по глазам не бил, чтобы в тенях оставить на просвет где-то, и , главное, чтобы теплохолодность была!

Затем делаем рисунок сепией в карандаше.

Затем еще раз отрисовываем все кистью, как это хорошо заметно на лице. Уже появляется намек на объем, потому что уже есть свет и тень.

Теперь определяемся с самым светлым местом — это блик на скуле (но все же он уступает по своей светосиле белой блузе, поэтому ставим еще более светлый блик на плече). Определяемся с самыми темными местами на картине: левый нижний угол и волосы девушки. Приписываем их, стараемся взять в раз, все равно не получится 🙂 и это будет ваш подмалевок! 🙂

Ну и платье я тоже в первый день немного пописала, очень хотелось нарисовать платье, не удержалась 🙂 Оно выступает здесь как средний тон между самым светлым и самым темным.

Для первого дня достаточно, больше за 5 часов я не успела — музейный работник прогнал меня и не разрешил больше сегодня копировать.

2. День второй (неделю спустя).

Пишем лицо. Целенаправленно делаем гризайль. У вас на палитре белила титановые и кость жженая. Всё! Ставим блик на скуле и растягиваем краску, чтобы получались плавные переходы. В белила чуть-чуть подмешиваем кость жженую (черная краска) — отсюда холодные полутона. *Полутон — средний тон между светом и тенью. Тени стараемся сделать как можно жиже, не пастозим. *пастозно — много краски. Оставляем имприматуру в тени, не забиваем ее. То что вы видите в тени — это просвечивающая имприматура. Здесь удобнее взять 2 кисти примерно одинаковой толщины: одну для света, другую для тени. А там, где свет и тень будут встречаться, у вас автоматически получится полутон.

Появляется рука, а затем вторая! Принцип тот же. На ограниченной палитре делаем «черно-белый» тональный рисунок.

И в этот же день еще раз прописываем лицо, на этот раз уже с пятном фона, чтобы точнее найти силуэт (рисунок профиля). Исправляем ошибки в рисунке лица с прошлого сеанса.

Основная задача гризайли — сделать крепкий рисунок, который потом не составит труда жидкими лессировками (*лессировка — жидкая прописка краской поверх) перевести рисунок в живопись, «оживить» тело 🙂

4. День четвертый.

Ну а теперь по отстающим! Смело приписываем фон, пока без узорочья, общо. Но, стараемся взять верные тональные отношения (насколько темнее-светлее лица и волос). И с цветом угадать 🙂

И блузку тоже прописываем, стараемся в раз взять, чтобы даже и не возвращаться к ней потом.

Весь день пишу закорючки на фоне, красоту навожу 🙂 Тут же выхожу на волосы, пишу их относительно нового фона, замечаю, что они еще темнее.

Теперь, после левой, переходим к правой части холста. Тоже прописываем фон. Стараемся вывести его на законченный уровень. Чем больше деталей вы здесь изобразите — тем интереснее рассматривать вашу картину.

В этот же день прописываем платье, тоже стремимся выйти на финишную прямую по отделке платья 🙂

Проверяем рисунок рук, подготавливаем лицо и руки к переводу в цвет.

Прописываем еще раз рукавчик, восполняем то, что не заметили на предыдущем сеансе.

Переводим в цвет лицо и шею с плечевым поясом. Для этого замешивает цвет, такой какой вам покажется близким к цвету человеческого тела, с белилами (можно цинковыми) и прописываем поверх гризайли. Но так, чтобы гризайль тоже оставалась и просвечивала через слой краски. Не зря ж мы ее делали!

Прямо на ваших глазах изображение оживает 🙂 Волшебство!

Теперь переводим в цвет руки, так же, как и лицо на прошлом сеансе.

Еще раз прописываем рукавчики, так чтобы вы сами были довольны полученным результатом!

И последний сеанс — завершение работы. Все еще раз просматриваем, что бы вам хотелось добавить — добавляем, исправляем. Просмотрите всю работу целиком, лучше издалека, может быть что-то выбивается, это что-то нужно подчинить общему. И когда вы будете довольны полученным результатом — оставляйте работу! Вы молодцы! Я верю, что у вас все получится, или уже получилось 🙂

Ну вот, коротко, и все! Надеюсь, вам был чем-то полезен мой опыт.

Если появились какие-либо дополнительные вопросы, пишите, звоните — пообщаемся!

С уважением, Арина Шульпина.

* Картина является копией с картины неизвестного русского художника середины 19 века, хранящейся в частной коллекции.

Портрет Лопухиной в технике «старых мастеров»

Леонид Лукин: «Без эффективной технологии художнику сложно раскрыть свой потенциал». Техника Старых мастеров для написания живых картин
Правила передачи объема

Портрет Лопухиной в технике «старых мастеров»

«Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И бу дет э тот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать».

Портрет Марии Лопухиной кисти Владимира Боровиковского относится к шедеврам мировой живописи. Многие сравнивают гениальное произведение русского художника с портретом Джоконды Леонардо да Винчи. И действительно – от устремленного прямо на нас живого взгляда, таинственности, непосредственного очарования и загадочно-противоречивой красоты юной красавицы трудно оторвать взор. Именно портрет Лопухиной, как считают многие искусствоведы, положил начало эпохи портретистов в России.

Что же такого сделал Боровиковский, чтобы его картина стала эталоном для художников, работающих в портретном жанре? Возможно ли это повторить или хотя бы приблизиться к столь высокому уровню? Приоткроем завесу: портрет Лопухиной можно написать даже лучше, чем оригинал, причем не обладая выдающимся талантом. Но для этого нужно использовать, не корпусное письмо маслом, как Боровиковский, а многослойную технику, которую применял Леонардо для написания Джоконды. Парадокс? Вовсе нет. И вы скоро это поймете, когда дойдете до раздела об использовании техники «старых мастеров» для написания портрета Лопухиной. Но сначала поговорим о самой картине, потому что прежде, чем пытаться ее воспроизвести, важно понимать, что хотел сказать художник.

Чем привлекает зрителя портрет М. И. Лопухиной?

Владимир Лукич Боровиковский был очень вдумчивым художником. Глядя на его произведения несложно сделать вывод, что он тщательно анализировал композицию и уделял большое внимание мелочам. Не исключение и портрет Марии Лопухиной, где каждый предмет тесно связан с главным персонажем и дополняет характер, подчеркивает настроение, отображает нежность и вскрывает романтичную душу девушки.

Единство образа и природы

Подобно тому, как Боровиковский окружал персонажей парадных портретов атрибутикой, подчеркивающей чин и социальный статус главных героев, он окружил юную Марию Лопухину созвучными ее образу природными элементами. Воздушная дымка пейзажа служит пластическим фоном фигуры и ритмически связана с ней. Пейзажные линии вторят очертаниям и осанке позирующей, подчеркивая единство человека и природы.

Боровиковский и ранее использовал при написании портретов элементы пейзажа, но именно в этой работе они приобретают глубинный смысл. Колосья налитой ржи, полевые цветы и нежнейшая зелень подчеркивают «простоту» и мечтательную натуру персонажа. Белые стволы берез символизируют красоту русский души, а старый раскидистый клен намекает на зачатки мудрости у 18-летней девушки. А слева от Марии Ивановны Лопухиной, которая через 5 лет умрет от чахотки, изображены распустившиеся, но уже слегка поникшие розы. Что это? Символ уходящей юности или печальное чутье художника.

Гармония композиции и противоречивость образа

Усердность и вдумчивость Боровиковского проявляются в любой детали – от тщательной проработки складок одежды до едва уловимых штрихов, наделяющих живые глаза девушки нотками грусти и задумчивости. Томный, мечтательный взгляд, простое белое платье, ниспадающая с плеч шаль, голубой пояс с золотистыми полосками, чуть усталая поза, нежная улыбка и округлые формы Марии удивительным образом гармонируют с пейзажной дымкой, распустившимися бутонами роз и таинственностью темного фона, расположенного с левой стороны за спиной девушки.

Для написания портрета художник выбрал прохладную цветовую гамму, содержащую белый, желто-зеленый, пепельный, лиловый и бледно-голубой оттенки. Краски Боровиковский накладывает плотно, но очень тонко и ровно, добиваясь своеобразной вибрации цвета. Единство всех средств живописного выражения глубоко и полно раскрывают образ, о котором следует сказать отдельно.

Художнику идеально точно удалось отобразить лучшие стороны Марии Лопухиной. Он затронул все качества, присущие популярному в то время сентиментализму и полностью раскрыл образ русской девушки конца 18 – начала 19 века. Глядя на портрет, зритель погружается в водоворот противоположных эмоций. Сначала создается впечатление, что от направленного на вас взгляда графини отдает аристократизмом и высокомерием, но уже через минуту в этом же взгляде вы увидите чистоту, прозрачность, детскую наивность, непосредственность и добродетельную душу. В образе этой юной особы столько поэзии и красоты человеческих чувств, что кажется – на картину можно смотреть вечно.

Портрет Лопухиной в технике «старых мастеров»

Детально ознакомившись с произведением, может сложиться впечатление, что создать что-то подобное может только художник с талантом Боровиковского. Однако не обязательно соперничать с мастером в технике рисования маслом, которая на самом деле ограничивает возможности живописца, если можно воспользоваться более эффективным методом. Итак, как нарисовать портрет Лопухиной в технике «старых мастеров»?

Преимущества техники Высокого мастерства

Техника «старых мастеров» кардинально отличается от корпусного письма принципом воспроизведения цветов. Новые оттенки получаются при наложении полупрозрачных слоев красителей, которые, подобно нескольким связанным воедино цветным стеклам, взаимодействуют друг с другом оптически. Такой способ снимает ограничения, возникающие при смешивании красок на палитре, когда художник наугад пытается подобрать цвет. К тому же при переносе красителя с палитры на полотно оттенки смотрятся по-другому, и только обладая талантом и интуицией Боровиковского, можно «попасть в цвет». Наша же задача – получить на 100% прогнозируемый результат.

Пишем портрет

Для работы в технике «старых мастеров» в качестве полотна лучше выбрать МДФ . Материал непористый, легко обрабатывается, рисовать на нем очень удобно. Поверхность необходимо сначала проклеить, а потом загрунтовать титановыми белилами, которые защищают основу и обеспечивают хорошее прилипание красителей.

Первый активный слой, который необходимо нанести, называется имприматура. Она служит общим фоном и производит магическое внутреннее свечение. Для портрета Лопухиной выбираем охру красную, которая усиливает интенсивность одних цветов и смягчает силу других, позволяет легче находить ошибки и вносит в композицию особый колорит. Подробнее о значении имприматуры в живописи в целом и технике «старых мастеров» в частности рассказывается в этой статье .

Далее следует перевести на полотно рисунок, который должен быть заранее подготовлен. Создание рисунка – один из ключевых этапов работы, поскольку от него зависит портретное сходство изображения. Важно правильно задать пропорции и расположение всех элементов композиции, поэтому уделите этой работе столько времени, сколько потребуется, иначе последующие действия могут оказаться бессмысленными. Детальнее об этом см. в видео .

Для скрепления предыдущих слоев и закладки фундамента для светотени и глубины пространства следует сделать масляную лессировку. На этом этапе уже можно увидеть, как в сочетании с маслом имприматура приобретает более насыщенный оттенок. Но это только начало! После того как лессировочный слой полностью высохнет (на это уходит несколько дней), можно приступать к следующему этапу – работе наждачной бумагой.

На этой стадии путем снятия части предыдущих слоев формируются светотени. Чем больше снимем, тем светлее получим участок, и наоборот. Работать необходимо по всему полотну, чтобы изображение не стало разрозненным – полутона должны быть мягкими, плавно перетекающими в тени и света. Другими словами, нужно удерживать композицию в воздушной перспективе – это касается и последующих этапов работы над портретом Лопухиной. О законах воздушной перспективы можно узнать, прочитав эту статью , а, чтобы увидеть работу в пространстве и с пространством наглядно, посмотрите это видео .

На стадии проработки полотна наждачной бумагой формируются все важные вещи, о которых речь шла выше: взгляд, мимика, поза, фигура, части тела и одежда девушки, элементы пейзажа и натюрморта. Впоследствии каждая деталь будет дорабатываться, но уже сейчас композиция должна смотреться целостно и красиво .

После формирования объема вводятся темперные смеси. Оптически соединяясь с предыдущими слоями, они образуют новые оттенки, которые невозможно подобрать на палитре. На этой стадии изображение как бы выходит из тьмы: юная Мария предстает во всей своей загадочной красе, природный фон становится «живым» и гармонично дополняет поэтический образ девушки. Остается ввести цвет в местах, где его не хватает, и лучше всего для этого подходит акварель, которая в силу своей полупрозрачности не перекрывает предыдущие слои.

Вся работа ведется «от пятна». Это означает, что участки не должны иметь резких контуров и контрастов, иначе композиция окажется вне воздушной перспективы и глаз уже не увидит ни аристократичности, ни детской наивности Лопухиной – он будет отвлекаться на технические промахи художника. Но, если вы будете работать последовательно, доводя каждую стадию до логического завершения, то получите портрет с такими цветовыми отношениями и глубиной пространства, которых нет в картине Боровиковского. Подробнее о методике, с помощью которой можно добиться выдающихся результатов, рассказывается в книге , посвященной технологии оптических просветов, основанной на технике «старых мастеров» и дополненной современными приемами многослойной живописи.

Гардероб Мастер-класс Шитьё МК как сшить трусики только на швейной машине + выкройки Ткань

Всем привет! Выдалась свободная минутка и я решила сделать МК по пошиву трусиков, сама очень часто пользуюсь МК, поэтому решила тоже быть чем то полезной, особеннно для начинающих швей, у кого есть только швейная машинка, а оверлока нет. Итак, приступим, вот такие трусики у нас получатся

Сначала, что нам понадобится: выкройка, ткань( я беру кулирку с лайкрой, но можно взять и кулирку хб и интерлок, и кружево), резинку ажурную (я покупаю в интернете, но можно и поискать в местных магазинах, единственное, стОить она будет в 2-3 раза дороже

Складываем ткань пополам и обводим: переднюю половинку, заднюю половинку, середыш

Вот все выкроенные детали

Теперь складываем «бутерброд»: середыш ( лицевой стороной вовнутрь), на него переднюю половинку, на него снова середыш, лицевой стороной вовнутрь

Прошиваем прямой строчкой на машинке

Теперь, в такой же бутерброд складываем заднюю часть и снова прошиваем на машинке

У нас должно получиться вот что

Теперь вывернем, получится вот что, все лишнее подрезаем

Теперь готовим резинку, я просто делаю на 5-7 см меньше, чем полуовал, к которому нужно пришивать, если сомневаетесь, то лучше измерьте с помощью резинки обхват бедра, где обычно носите трусики

Теперь, ВНИМАНИЕ, вам нужно приколоть резинку лицевой стороной к лицевой стороне, я закалыаваю в 3 местах: в начале, в конце и в середине

Вот здесь видно, что я заколола в начале, в конце и в середине, можно заколоть и чаще, чтобы легче было пришивать

Теперь ставим машинку на простой » зигзаг» и пришиваем резинку, не забываем тянуть, когда будем пришивать

Вот здесь видно, что я тяну, когда пришиваю, но тк руки у меня только две))) одной я фотографирую, держим резинку двумя руками, те «перед лапкой» и «за лапкой»

Вот так должно получиться » с лица»

Вот так выглядит «с изнанки». То же самое делаем с другой стороны трусиков

А теперь надо вывернуть резинку » на лицо», надеюсь по фото понятно

Переключаем машинку на режим » трикотажный шов», он есть в каждой машинке и пришиваем ПО ЛИЦУ резинку, также не забываем тянуть

Вот так должно получиться

Вот так с изнанки

Всё, с обоих сторон резиночка пришита

Теперь Складываем лицом к лицу и прошиваем любой бочок трусиков прямой строчкой

Переключаем машинку на шов » зигзаг» и обрабатываем

Можно сделать » закрепку»- прямым швом прошить у резиночки

Теперь отмеряем резиночку на талию и повторяем все шаги, как для бедер, НО, можно и просто прошить второй бок, загнуть и прошить, и вставить обыкновенную бельевую резинку, я делаю такую же резиночку как у бедер: прикололи

Вывернули резинку, пристрочили «трикотажным швом», сшили второй бок, обработали зигзагом, сделали » закрепочку

Ну а теперь выкройки, к сожалению, они у меня почти все в формате «пдф», сейчас я постараюсь их отфотографировать и сюда прикрепить, пока прикрепляю сколько могу, НО. НЕ ПО ВСЕМ ЭТИМ ВЫКРОЙКАМ Я ШИЛА, так что не могу сказать, что они все проверенные. В осровном шью по выкройке из журнала «Шитье и крой» 4-2022 и из журнала «оттобре»

Вот по этим шью, это из журнала шик, я приложила линейку, чтобы было понятнее ( здесь черный контур-это перед)

Черный контур- задняя часть. Размеры-42, 44, 46, 48. Р-ры 42- обхват талии 68см, обхват бедер 96см, 44- обхват талии72см, обхват бедер100см, 46- обхват талии76см, обхват бедер104см, 48- обхват талии80см, обхват бедер108см

Фото из журнала

Здесь зеленый контур, размеры 40, 42, 44, 46. Р-р 40- обхват талии64см, обхват бедер92см

Вот фото из журнала

Вот и все,если есть вопросы, задавайте))) Рада, если смогла кому-то помочь))) всегда рада гостям

  • Блог ptichkapev
  • Комментировать
  • Сообщить о нарушении
  • Страница для печати

Золотые ручки! Спасибо!

Трусики суперские получились,серёдышь правильно называется лавтовица,шаг 15 можно пропустить,если аккуратно край заметать на изнанку,а затем сразу пришивать резинку подкладывая её на замётанный срез,так будет меньше строчек и шов будет нежнее,я так в своих купальниках делала. А по поводу выкройки, можно сделать ещё проще,взять удобную любимую модель старых трусиков, аккуратно её распороть,все детальки проутюжить и перевести на бумагу. Единственное -это переводить половинку детали, так как во время носки ткань немного деформируется и правая сторона отличается от левой. А ещё добавьте ,то что при раскрое необходимо соблюдать уток,что бы не получилось что например перёд хорошо растягивается в стороны,а зад совсем в противоположную сторону.

Спасибо за комментарий, всё правильно пишете))) Но, особенно начинающим швеюшкам, я не рекомендую пропускать шаг 15, сама всегда так шью, хоть перешила уже трусиков 100)))

Наташа, спасибо за МК по шитью вообще и по технологии пришивания декоративной резинки (узнала теперь, что называется она кулирка), а то я покупала, думаю , пригодится как тесьма, а оказывается, можно использовать по назначению. Бывает ведь не берёшься за какую-то работу, думаешь, что это очень сложно. Тоже иногда люблю пошить, «самосшитые» вещи всегда индивидуальны.

Спасибо, нет, Вы не поняли резинка называется «ажурная резинка», а ТКАНЬ называется кулирка)))

Наташа, спасибо за ликбез! Теперь буду вещи называть своими именами!

Да, интересно бы узнать о разновидностях тканей!

Наташа, спасибо за МК. Эта вещь очень важна в гардеробе. Особенно радует, что на свой размер и из качественной ткани. Да и по денежке бюджетно получится. В общем ты молодец!

Спасибо, да по бюджету вообще выгодно выходят трусишки)))

Спасибо! Классный МК. Так подробно все расписано!

Натуся, умничка! Я бы для новичков добавила про иглы трикотажные и лапку (я раньше не придавала особого значения этим «мелочам», но они влияют на качество изделия- не делают дыр в трикотаже и не деформируют шов). Я тут тоже решила попробовать трусишки, только из кружева (очень люблю).

Да, кстати, Танюша, спасибо за напоминание, иглы очень важны, здесь я шила иглами для трикотажа 80-ткой)))

Ой, спасибо за мк! Я очень начинающая швея, буквально только машинку купила))) А с этим предметом гардероба всегда проблемы (то маленькие, то большие, то резинка на след. день разлазиется, то на ткань аллергия), думала не скоро до них дойду, а тут вроде все просто. Еще просьба, можно в личку адрес магазина, у нас городок маленький и с тканями беда. Спасибо!

Не за что, буду очень рада, если получится по моему мк сшить первые трусишки))) Сейчас в личку пошлю ссылки)))

Ой спасибочки за МК! Какая полезность. Обязательно попробую.

Спасибо, буду рада, если у Вас все получится)))

Оцените статью
Вязание - моя жизнь!