МК Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись

В этой статье:

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть: роспись

Расписные узоры в Дымковской игрушке являются знаковыми, идут еще от язычества, выступают символами природы, стремящимися к красоте, правде и здоровой жизни и являются своеобразными оберегами. Традиционно роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, прямых или волнистых линий, клетки и просто точки.

В росписи дымковских игрушек традиционно используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый и другие, и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню, иначе говоря, жизнь простого крестьянина. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды, и добра. Красный цвет — согревающий, это символ огня, красоты, силы, славы и здоровья. Голубой — цвет небесной чистоты.

Материалы и инструменты:

— белила акриловые титановые;

— краска акриловая алого, голубого, оранжевого, желтого, зеленого, черного цветов;

— разбавитель для красок;

— кисти разные по толщине и по форме;

— влажное полотенце или тряпочка.

Итак, начнем расписывать петушка!

Обожженную и остывшую фигурку нужно сначала побелить. Мне нравятся акриловые краски, они не стираются. Можно расписывать темперными или гуашевыми красками, последние менее светоустойчивы. Для побелки лучше использовать белила титановые, они плотно ложатся в отличие от цинковых (эти более прозрачны и фигурка будет не такая белая).

Берем среднего размера кисть круглую или плоскую, начинаем наносить краску на поверхность игрушки, хорошо размазывая, но в некоторых плохо доступных местах приходиться подкрашивать тонкой кистью.

Можно начать расписывать с любой части. Я начну расписывать сначала крылья голубой краской. Кисть опять же можно взять плоскую или круглую средних размеров. Вот, что получается.

Роспись глиняной игрушки – петушка по мотивам дымковского промысла

Затем гребешок и бородку — алым.

Перейдем к росписи хвоста. Такой желто-оранжевый цвет я получила путем смешения красок: в чисто желтый добавила немного оранжевой краски.

Так рисуем с обеих сторон хвоста.

Сразу красим клюв и на грудке круг в желтый цвет.

Оранжевым рисую небольшие кружочки вокруг большого желтого круга, сохраняя между ними небольшое расстояние.

Возвращаемся к хвосту и рисуем небольшие кружочки тем же голубым, что и крылья. С другой стороны аналогично.

Не забывайте тщательно мыть кисть после каждой смены краски, что бы цвета не смешивались и были яркими.

Затем оранжевым делаю маленькие точки на хвосте тонкой кистью вот так.

И этим же цветом кружочки над крылом. Оранжевым цветом сразу рисую на другой стороне все то же самое.

Теперь рисую сеточку алым цветом между крылом и кружочками самой тонкой кистью. Не забываем с другой стороны сделать такую же сеточку.

Далее рисуем глаза петушку с двух сторон. Делаю небольшой желтый кружок.

Делаем петуха из пластилина

Потом черным цветом и самой тонкой кистью ставлю точку на желтом глазике и рисую верхнее веко,тут же черным — носик (кончик).

Лепим из теста «Дымковский петушок»

Теперь на клювике делаю вот такой перекрест и 2 точки спереди.

Сразу черным цветом закончу рисунок над крылом и на грудке. Аналогично с другой стороны.

Ставлю черную точку — тут будут сережки.

И сами сережки — алым цветом.

Опять возвращаюсь к хвосту и рисую волнистые линии алым на желтых полосках.

Подрисовываем нижнее веко тоже алым с обеих сторон.

Все элементы должны быть нанесены симметрично! Это основной принцип росписи.

Вот и петушок почти готов. Осталось раскрасить ступку.

Для росписи ступки я использовала травяной цвет. Получила его, смешав ярко зеленую краску с желтой и каплей черного цвета.

Любуемся! Но это еще не все.

Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки в виде маленьких квадратиков или ромбиков. Я использовала обычную золотистую фольгу, приклеив ее на бородку, грудку и крылья.

Вот и готов наш петушок! Мне кажется, он получился немного хитрый.

В компании с другими петухами. Так и до петушиного боя не далеко!

Ничего. Мои не дерутся, они добрые и веселые!

Я указала время изготовления 7 дней, поясняю: сама лепка фигурки занимает у меня не много времени, потом постепенная сушка в естественных условиях 4-5 дней, затем обжиг в муфельной печи пол дня и на следующий день сама роспись. Если вы делаете обжиг в духовке или совсем его не делаете,то за 4-5 дней петух может быть уже готов.

Слепить и расписать такого петушка может не только взрослый, но и ребенок. Если вы попробовали это сделать сами или с ребенком, обязательно покажите, что получилось. Если возникли вопросы, спрашивайте, буду рада помочь.

Этот мастер-класс участвует в конкурсе Славянские мотивы 2022, если он вам понравился, нажимайте на оранжевую кнопку справа Нравится, тем самым, отдав свой голос. Комментарии приветствуются! А если вы хотите первыми узнавать о новых дымковских игрушках моего магазина, других новостях и мастер-классах, станьте подписчиком моего магазина, нажав на кнопку Добавить в круг. Всем рада!

Это была 2 часть моего мастер-класса — роспись.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 1 часть: лепка

У древних славян образ петуха считался настоящим оберегом. Изображения петуха помещались на крышах домов и флюгерах. Такие изображения, по поверьям славян, должны были защитить дом от огня,так как петух является его покровителем; от нечисти,так как петух является символом самого главного врага нечисти — Солнца; также могли охранять дом на протяжении всей ночи,так как злые силы,которые боятся петушиного крика,ни за что не подойдут к дому, на крыше которого, словно стражник, всегда находится петух. При постройке дома славяне приносили в жертву и закладывали под строящийся дом черного петуха. При переезде в новый дом первыми запускали петуха и кошку. Все эти ритуалы были направлены на то,чтобы защитить дом от пожара и отпугнуть злые силы.

И я предлагаю вам слепить из глины и расписать петушка в стиле дымковской игрушки для себя или ваших близких. И пусть эта птица тоже будет оберегом вашего дома. А этот петушок уже охраняет мою маму.

Это 1 часть — лепка.

2 часть — роспись здесь>>

Петушок получился выс. 10 см, шир. 6 см, дл. 9 см.

Материалы и инструменты:

— коврик для лепки;

— досочка для лепки;

Глина должна быть мягкой, не вязкой, не должна прилипать к рукам, чтобы из нее было легко лепить.

Если в процессе лепки вы отлучаетесь от работы или долго делаете какие то части, готовые части лучше прикрывать влажной тканью или полиэтиленом,чтобы не подсохло изделие, иначе потом уже хорошо не соединить, не примазать остальные части.

В процессе лепки я время от времени мою руки или обтираю их влажным полотенцем, чтобы они были чистые без присохшей глины.

Дымковские игрушки из глины. Птица.

Все части петушка я соединила только примазыванием, но можно соединять сначала шликером (глиняный клей), а потом уже примазывать и приглаживать. В другом мастер-классе я обязательно об этом расскажу.

Итак, начнем лепить!

Делаю сначала туловище. Катаю шарик около 4 см, формирую из него каплю, она получилась примерно 5 см.

Затем леплю шею. Из шарика 2 см катаю небольшую колбаску — 2,5-3 см.

Далее голова петушка — это шарик около 2 см.

Соединяем шею и голову. Большими пальцами хорошо примазываем детали (далее другие детали примазываем друг к другу точно также, не на всех фото это показано).

Петушок на основе приёмов лепки филимоновской игрушки (основная часть)

Теперь соединяем туловище и шею. Соединяем так, чтобы получилась круглая грудка,т.е. приставим шею не по середине капли, а ближе к округлой части. Примазываем и приглаживаем.

Сделаем ступку, на которой будет стоять наш петушок. Катаем снова шарик около 2 см, из него получается небольшая колбаска и формируем из колбаски трапецию.

Соединяем туловище и ступку, тщательно приглаживаем и примазываем.

Урок скульптуры. Дымковская игрушка. Барыня

Теперь лепим хвост. Катаем шарик около 3 см, а из него колбаску 4 см.

Колбаску приплющиваем слегка и формируем хвостик, у вас может получиться немного другая форма. Толщина хвоста у меня получилась примерно 8 мм.

Затем хвост соединяем с туловищем — примазываем и приглаживаем.

Слепили самые крупные части нашего петушка, далее лепим остальные маленькие части.

Клюв лепим из шарика 1 см и формируем из него тупой конус.

Примазываем и приглаживаем клюв к голове. Клюв как бы сливается с головой.

Потом лепим бородку. Катаем 2 шарика размером чуть меньше 1 см, формируем капельки.

Примазываем и приглаживаем эти капельки под клювом.

Сделаем гребешок. Скатаем две нетолстые колбаски около 4 см.

И закрутим их вот так.

И хорошо примазываем к голове, приглаживаем.

Теперь самый интересный и, на мой взгляд, самый сложный элемент лепки — это крыло петушка: так называемый в дымковской игрушке, волан. Катаем шарик около 2 см,из него — колбаску около 6-8 см (от длины зависит сколько складочек получится и какой толщины получится волан).

Колбаску приплющиваем слегка, она немного удлиняется.

И сгибаем вот таким образом. Во время сгибания можно слегка увлажнить пальчиком всю полоску, она может трескаться. Но нам желательно,чтобы получился воланчик без больших трещин. Нужно потренироваться и обязательно получится.

Мой волан получился с 5 складками.

Видео урок №32 Дымковская роспись «Петушок»

Готовый воланчик немного сгибаем.

Роспись дымковской игрушки || Барышня

Соединяем с туловищем от грудки до хвоста.

Тщательно приглаживаем и примазываем большим пальцем.

Если получились на волане небольшие трещинки, их примажем слегка влажной кистью, можно доработать стекой.

С другой стороны делаем точно такое же крыло.

Еще раз заглаживаем пальчиком все неровности на петушке и влажной кистью промажем все изделие.

Вот и готов наш петушок.

Когда фигурка готова, я полностью закрываю ее влажной тканью и не убираю ткань еще дня два, даже если она сухая. Это для того, чтобы изделие высыхало постепенно и не появились трещинки, но если они все же появились, пока фигурка слегка влажная, стекой и кистью приглаживаю, как бы затираю, замазываю трещинку.

Мастер-класс «Лепка игрушки «Барыня»

А теперь отправляем сушиться изделие подальше от солнца, ветра и нагревательных приборов. Я сушу обычно дней 5 такие фигурки, затем обжигаю. Чтобы фигурка стала прочной, обжигаю в муфельной печи при 800 гр. (своей у меня нет, вожу в гончарную мастерскую). Но можно обжечь в обычной печке или духовке на максимальной температуре с ее постепенным повышением и снижением часа 2. Чем больше изделие, тем нужно дольше времени на сушку, если оно не просохнет, то в печке игрушку может разорвать. Лучше не торопиться с обжигом! А то петушок не доживет до росписи.

Такого петушка может слепить не только взрослый, но и ребенку придется такое дело по душе. Лепите из натуральной глины или из пластилина, можно из полимерной глины, но тут есть свои тонкости, о которых я расскажу попозже и в другом мастер-классе. Если возникли вопросы, спрашивайте, буду рада помочь.

Этот мастер-класс участвует в конкурсе Славянские мотивы 2022, если он вам понравился, нажимайте на оранжевую кнопку Нравится, тем самым, отдав свой голос. Комментарии приветствуются! А если вы хотите первыми узнавать о новых дымковских игрушках моего магазина, ругих новостях и мастер0классах, станьте подписчиком моего магазина, нажав на оранжевую кнопку Добавить в круг. Всем рада!

Занятие: лепка и роспись (Дымковская барышня)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Программное содержание.

Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

Методика проведения.

Рассмотреть и обследовать с детьми фигурки нескольких дымковских барышень. Уточнить приемы лепки барышни. Предложить приступить к работе. Добиваться тщательной отделки формы. Все вылепленные фигурки выставить на подставке, рассмотреть с детьми, обсудить, отметить разнообразие. Обратить внимание на сходство и различия фигурок по форме, содержанию (няня, водоноска, барышня на прогулке и др.; узоры на юбках, кофтах, кокошниках).

Материалы.

Дымковская барышня, глина, доски для лепки, салфетки, баночка для воды, гуашь, палитра, кисти, белая краска водоэмульсионная с добавлением клея ПВА.

Связь с другими образовательными областями.

Организация выставки изделий дымковских мастеров. Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Занятие ознакомление с окружающим миром, тема «Дымковские игрушки».

Скачать:

Вложение Размер
Занятие: лепка и роспись (Дымковская барышня) 374.2 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №42 Приморский район города Санкт-Петербурга

Занятие: лепка и роспись

Воспитатель: Левунина О.В.

Программное содержание .

Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

Методика проведения.

Рассмотреть и обследовать с детьми фигурки нескольких дымковских барышень. Уточнить приемы лепки барышни. Предложить приступить к работе. Добиваться тщательной отделки формы. Все вылепленные фигурки выставить на подставке, рассмотреть с детьми, обсудить, отметить разнообразие. Обратить внимание на сходство и различия фигурок по форме, содержанию (няня, водоноска, барышня на прогулке и др.; узоры на юбках, кофтах, кокошниках).

Материалы.

Дымковская барышня, глина, доски для лепки, салфетки, баночка для воды, гуашь, палитра, кисти, белая краска водоэмульсионная с добавлением клея ПВА.

Связь с другими образовательными областями.

Организация выставки изделий дымковских мастеров. Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Занятие ознакомление с окружающим миром, тема «Дымковские игрушки».

Образовательные:

  • продолжать учить рассматривать дымковские игрушки (выделяя детали узора, колечки, кружочки, точки, линии).
  • учить выделять средства выразительности у дымковской барышни.
  • учить лепить дымковскую барышню, передавать характерные особенности (юбка-колокол, волосы и др.), сглаживать поверхность для последующей росписи.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.
  • уважение труд мастеров.

Роспись дымковской игрушки

Развивающие:

  • развивать чувство цвета и композиции.
  • совершенствовать технические умения.
  • развитие мелкой моторики.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Мастер-класс по изготовлению Дымковской игрушки «Индюк» из глины. Часть 2.

«Кофточки цветные, юбки расписные,

шляпы трехэтажные — статные и важные»

Дымковская игрушка. Мастер класс 2. Работаем с красками.

Ответ: дымковские барышни.

Рассматриваем с детьми выставку дымковских барышень, затем рассказываю и показываю последовательность лепки дымковской барышни.

Мастер-класс «Игрушка из Дымково» в технике гуашевой живописи

Все детали дымковской игрушки лепятся отдельно , и примазываются к основе. Юбка лепится из пласта глины в форме колокола. После того как вылеплена юбка, из отдельных частей лепится голова, туловище и руки. Затем все детали крепко прикрепляются, для этого места соединения необходимо смочить водой и загладить мокрой тряпочкой. В последнюю очередь фигурка украшается дополнительными деталями – оборками, муфтами, фартуками, шляпками.

Воспитатель: Дети, я предлагаю выбрать понравившуюся вам барышню и поставить к себе на стол в качестве образца.

Воспитатель: Наши заготовки дети уже высохли, и мы можем приступать к следующему этапу работы — берем кисти и белую краску и покрываем наши заготовки ровным слоем, оставляем их на просушку.

Воспитатель: Еще раз рассмотрим дымковских барышень. Обратите внимание дети на их праздничный наряд.

Посмотри, как хороша эта девица – душа,

Щечки алые горят удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Урок по росписи дымковской игрушки. Мастер-класс #4

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Приступаем к раскрашиванию дымковской барышни.

По окончании работы рассматриваем всех барышень и отмечаем наиболее интересные работы.

Литература

  1. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2. Скоролупова О.А. 2006 год.
  2. Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Т.С. Комарова. 2022 год.
  3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О.Л., Маханева М.Д. 2006 год.

Воспитатель: Левунина Ольга Викторовна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное содержание: Закрепить знания детей о народных промыслах. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской барышни, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчато.

Программное содержание.Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувств.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

«РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ БАРЫШНИ».

Программное содержание:· закрепить знания детей о народных промыслах;· учить детей раскрашивать полностью фигуру дым.

НОД по рисованию.

ООД Рисование «Роспись дымковской барышни».Интеграция образовательных областей:• Познавательное развитие,&bull.

Оцените статью
Вязание - моя жизнь!